ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

"ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

"ЮГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

МЕНЮ

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

 

В период с октября 2010 по май 2011 года образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры совместно с Ресурсным центром «Региональный информационно-методический центр развития профессионального образования ХМАО-Югры» был апробирован инструментарий маркетинговых исследований требований работодателей к качеству подготовки выпускников по 84 профессиям НПО и специальностям СПО для 10 отраслей экономики, определенных в качестве приоритетных для социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Целью проведенных исследований было определение проблем в подготовке профессиональных кадров и оснований для корректировки содержания образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом требований работодателей, что в настоящий момент является одним из наиболее актуальных и эффективных направлений управления качеством профессионального образования. Суть данного исследования заключается в определении требований работодателей к компетенциям потенциальных работников – выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования.

В проведении исследований приняли участие 14 образовательных учреждений, более 100 человек, непосредственно проводивших опрос.

В качестве исследуемых были выбраны программы:

1. подготовки специалистов, наиболее востребованных на рынке труда.

2. массовой подготовки специалистов в образовательных учреждениях округа.

Критериями отбора предприятий для проведения опроса стали:

- инновационность технологий, оборудования и/или уникальность производства на предприятиях,

- потенциальная заинтересованность предприятий во взаимодействии с ОУ.

В соответствии с этими критериями в региональную выборку было включено 489 предприятий. Выбор предприятий осуществлялся ОУ самостоятельно.

Все опрашиваемые предприятия были сгруппированы относительно 10 экономических кластеров следующим образом (представлено на слайде 1).

23e3

Рис. 2 Структура опрошенных предприятий по профилям, ед., %

Из слайда видно, что больше всего предприятий было опрошено в сфере потребительского рынка – 144, что составило 29%, 86 предприятий автотранспортного профиля – 18%, 48 предприятий строительного профиля – 10%, по 45 предприятий в сфере информационных технологий и электроэнергетики. Меньше всего проведено опросов в сфере педагогической деятельности, здравоохранения и сельского и лесного хозяйства (в связи с небольшими объемами реализации образовательных программ), нефтегазового комплекса (по понятной причине масштаба предприятий).

Примеры выявленных дополнительных требований можно видеть в таблице 2. Эти требования были определены на основании заполнения блока 4 опросного листа, в котором работодателю были предложены виды профессиональной деятельности и соответствующие им умения, уже определенные федеральными государственными образовательными стандартами (подпункт 4.7.) с возможностью корректировки и дополнения обозначенных требований с учетом специфики и потребностей конкретного предприятия по данной профессии (специальности).

Особенно много было выявлено дополнительных компетенций для программ, которые обеспечивают инфраструктуру городов. Например, по профессии «Повар» выявлены следующие региональные дополнительные умения:

- приготовление блюд из мяса диких животных, дичи; приготовление простых холодных блюд из местных дикоросов (папоротник, черемша и др), простых соусов и десертов на основе дикоросов (клюква, брусника, черника, морошка) (Ханты-Мансийск);

- приготовление блюд японской и европейской кухни, зарубежной кухни (Советский, Нягань);

- использование импортных отделочных материалов в кондитерском производстве, особые требования, предъявляемые к качеству продукции и декорированию ее с помощью художественной резки овощей при подаче к столу знание детского и диетического питания с учетом возрастной категории; оосвоение дополнительной профессии «Пекарь» и профессиональных навыков формовщика теста и др.

Из примера видно, что потребности работодателей в умениях в разных территориях и на разных предприятиях существенно различаются, поэтому необходимо участие консолидированных работодателей в согласовании перечня дополнительных региональных требований к уровню подготовки выпускника.

По профессиям и специальностям нефтегазового комплекса важными для работодателей являются такие дополнительные умения как техническое обслуживание коммуникаций газлифтных скважин; определение характера неполадок в наземном и подземном оборудовании; в работе средств автоматики и телемеханики с помощью контрольно-измерительных приборов, выполнение работ, связанных с установкой подъемных сооружений и подготовкой скважин к ремонту на промыслах, где отсутствуют подготовительные бригады; выполнение подключения и отключения электрооборудования и осветительной аппаратуры на скважинах, оснащенных штепельными разъёмами; перевод скважин с одного способа эксплуатации на другой; принимать решения по локализации аварийных ситуаций, владеть техническим английским языком, поддерживать и повышать имидж ООО «Газпром трансгаз Югорск» и в целом ОАО «Газпром» и другие.

Со стороны предприятий электроэнергетики выявлены такие дополнительные потребности в умениях как техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт воздушных линий электропередач, городских электросетей, систем пожарной, охранной сигнализации, систем видеонаблюдения; обслуживание электрооборудования лифтов и подъемных механизмов, обслуживание и ремонт электрооборудования взрывоопасных зон, основных механизмов буровых установок, промысловых компрессорных станций и др.

Достаточно интересные результаты получены в сфере автотранспорта. Например, в Игриме автотранспортными предприятиями были отмечены как особо важные умения проводить ремонт транспортных средств в полевых условиях; проводить техническое обслуживание и ремонт двигателей внутреннего сгорания; выполнять требования экологических норм, понимать экологически безопасные технологические процессы эксплуатации и ремонта автотранспорта; ориентироваться в социально-экономической обстановке региона; выполнять работы, связанные с географической спецификой местности, работы в зимних условиях, на заболоченных территориях, в вечной мерзлоте. Автотранспортными предприятиями Нижневартовска, помимо требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом, в вариативную часть учебного плана по профессии «Автомеханик» рекомендовано включить дисциплины и модули, направленные на отработку умений производить предпродажную подготовку и тюнинг автомобиля, выполнять установку дополнительного электрооборудования, производить шиномонтаж, балансировку, сварочные работы и резку при ремонте кузова и др.

На предприятиях лесозаготовительного комплекса апробация методики маркетингового исследования прошла на 6 предприятиях одним образовательным учреждением. В результате исследования, проведенного БУ «Советский профессиональный колледж», выявлены следующие дополнительные умения к выпускнику по профессии «Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин», востребованные работодателями (слайд): управлять автомобилями категории «С», выполнять работы по перевозке пассажиров, осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования, проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия и другие.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. 1.Во-первых, опросные листы прошли апробацию, подтвердили свою эффективность, и с учетом коррекции на основании предложений учреждений могут быть использованы для постоянного использования в регионе с сентября 2011 года.
  2. 2.Во-вторых, около 70% учреждений профессионального образования освоили методику проведения подобного рода исследований – в регионе появилась группа подготовленных интервьюеров.
  3. 3.В-третьих, 6 учреждений – действующих и потенциальных ресурсных центров развития профессионального образования подтвердили готовность к работе и сопровождению деятельности других образовательных учреждений (Югорский ПК, Игримский ПК, Советский ПК, Нижневартовский СК, Лангепасский ПК, Когалымское ПУ).
  4. 4.И, наконец, учреждения профессионального образования увидели и фактически подтвердили, что кроме количественных требований (сколько надо готовить?), происходят серьезные изменения и в качественных требованиях работодателей к качеству подготовки (а какого качества надо готовить?).

Конечно, объем исследований, который был проведен, явно недостаточен для того, чтобы определить региональные требования к качеству подготовки выпускников – такой цели и не ставилось. Необходимо провести более масштабное комплексное маркетинговое исследование, которое позволит нам по каждой профессии выявить специфические противоречия, для решения которых требуется выработка региональной стратегии развития каждой образовательной программы для удовлетворения как потребностей абитуриентов, так и потребностей работодателей, позволит сделать выводы о перспективах развития и изменении статуса конкретной профессий в социуме и изменении содержания профессиональной деятельности в зависимости от изменений технологического процесса.

В настоящий момент это исследование позволило нам выявить содержательные основания для обновления как основных, так и дополнительных образовательных программ начального и среднего профессионального образования на основе разработанных функциональных карт. Появление модульных программ, в том числе, интенсивное развитие интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, развитие сети дополнительных профессиональных модулей, основанных на компетенциях, может стать гарантией конкурентоспособности выпускника учреждения начального и среднего профессионального образования. Такая сеть должна обеспечивать образовательные потребности различных групп потребителей: не только обучающихся в учреждении, но повышение квалификации представителей работодателей и педагогических работников, осуществляющих подготовку по этим программам.

В заключении хочется отметить, что важными факторами в развитии этих процессов становится обеспечение доступа работодателей к информации о рынке образовательных услуг, а для учреждений - обеспечение доступа к информации о новых технологиях, оборудовании, об условиях труда, возможностях профессионального роста, открытии и закрытии предприятий; а также выстраивание взаимодействия между консолидированными представителями предприятий профиля и системы образования как для согласования выявленных дополнительных требований к уровню подготовки выпускников со стороны консолидированного работодателя, так и вопросов развития профессиональных образовательных программ.

 

Руководитель Ресурсного центра

«Региональный информационно-методический

центр развития профессионального образования»                       О.А. Новикова

 

18.06.2011

 

 

© 2018. Югорский политехнический колледж.